В Кемеровской области отметили День птиц!

День птиц – самый массовый праздник юных натуралистов. 1 апреля 2016 года на Областной детской эколого-биологической станции г. Кемерово в рамках проекта «Пернатые гости» состоялся областной круглый стол «Изучение и охрана птиц», направленный на решение проблемы увеличения видового разнообразия птиц в городах и сельской местности. В круглом столе участвовали активисты общественного движения «Юннаты Кузбасса», инициативная группа Центра помощи диким и экзотическим животным г. Кемерово, педагоги, ученые Кемеровского государственного университета, специалисты Дирекции особо охраняемых природных территорий Кемеровской области, Областного комитета природных ресурсов Кемеровской области. Чтобы найти способы привлечения птиц в населенные пункты Кузбасса прибыли делегаты из городов: Кемерово, Новокузнецка, Анжеро-Судженска, Белово, Киселевска, Ленинск-Кузнецкого, Топки, Полысаево, Прокопьевска; поселка городского типа Промышленная; Тисульского района, Яйского района.
Участники круглого стола решили направить свои усилия на создание микрозаказников – территорий, где птицы могут безопасно жить и гнездиться; пропаганду среди школьников и населения бережного отношения к птицам; регулярную зимнюю подкормку птиц; распространение информации о том, как можно помочь птицам через СМИ. Пока участники круглого стола совещались, дети и их родители собрались на территории станции для празднования Дня птиц.

Взрослые и дети прошли праздничной колонной с домиками, плакатами в защиту птиц по проспекту Шахтеров в Сосновый бор Рудничного района г. Кемерово. Участники хором произносили лозунги в защиту птиц: «Птицы наши друзья», «В заботе о птицах проводим мы время – так заявляем мы – юннатское племя», «Чтобы птицы летом радовали нас, развесим мы домики сейчас», «Хочешь услышать как птицы поют? Ты помоги им, создай им уют».


В Сосновом бору юннатами, их родителями, педагогами и специалистами Дирекции особо охраняемых природных территорий Кемеровской области были развешаны домики для птиц: скворечники, синичники, трасогузочники. В это время самые маленькие участники праздника отгадывали загадки и играли в подвижные игры, а педагоги побывали на экскурсии по экологической тропе «Птицы леса».

День птиц – любимый весенний праздник!
Волкова Ю.Л.,
руководитель проекта «Пернатые гости»
тел. 8 (384 2) 64-25-31
8 923-485-42-20

«Методология проектной деятельности на пришкольном участке и методика постановки полевого опыта»

17 фото
image
С целью совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, реализующих дополнительные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности, 28 марта 2016 года на базе социально-педагогического института Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мичуринский государственный аграрный университет» состоялся областной семинар «Методология проектной деятельности на пришкольном участке и методика постановки полевого опыта».

Организаторами мероприятия стали ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» и специалисты социально-педагогического института ФГБОУ ВО МичГАУ.
В семинаре приняло участие 78 педагогических работников и руководителей учебно-опытных участков образовательных организаций из 15 муниципалитетов области: 11 районов и 4 городов.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Любовь Петровна Петрищева, заместитель директора по научной работе социально-педагогического института ФГБОУ ВО МичГАУ, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, кандидат химических наук, доцент.

В рамках работы секций были рассмотрены вопросы проведения лабораторных опытов с биологическими объектами (Е.В.Скрипникова, к.с.-х.н., доцент кафедры биологии и методики её преподавания, зав. лабораторией экологии и биотехнологии кафедры), проектно-исследовательской деятельности обучающихся по экологическому туризму (А.Ю.Околелов, к.б.н., доцент кафедры биологии и методики её преподавания), методики проведения полевого опыта (М.К.Скрипникова, к.с.-х.н., доцент, зав. кафедрой биологии и методики её преподавания).
Во время обсуждения проектных идей педагогические работники получили практические рекомендации по выполнению проектно-исследовательских работ и, в качестве наглядного примера, рассмотрели метод измерения сахаристости в плодах и фруктах с помощью рефрактометра.

Практическая часть семинара прошла в Центре коллективного пользования ФГБОУ ВО МичГАУ, где участники семинара посетили лабораторию микроклонального размножения и познакомились с методикой выращивания сельскохозяйственных культур IN VITRO (М.К.Скрипникова), современными генетико-селекционными достижениями и продукцией функционального назначения органического происхождения (А.А.Дрогалев, директор МАУ «Центр инновационных технологий г.Мичуринска-наукограда»).

Участники мероприятия отметили, что информация, полученная в рамках семинара, необходима и полезна для подготовки социально-экологических проектов, а рассмотренные методики в дальнейшем могут быть использованы в проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Выражаем благодарность всем участникам семинара за активную работу и положительные отзывы в адрес организаторов. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

А.В.Воробьёва, методист ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»

26 марта 2016 года юные краеведы-историки открыли Московскую детско-юношескую Вахту Памяти на Поклонной горе

26 марта 2016 года в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на Поклонной горе состоялся Городской слёт юных краеведов-историков в рамках комплексной региональной историко-краеведческой программы «Мы россияне, мы москвичи!», в рамках которого прошла церемония торжественного открытия Московской городской детско-юношеской Вахты Памяти. Слет обучающихся и педагогов проведен Московским детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма при участии партнеров: Спортивно-патриотический Центр «Победитель», Московское городское отделение Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России», Российский союз ветеранов, Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодёжи», Региональный общественный фонд поддержки Героев Советского Союза и Героев Российской федерации имени генерала Е.Н. Кочешкова. Городской слёт юных краеведов-историков является одной из форм развития обучающихся, принимающих участие в историко-краеведческой поисково-исследовательской деятельности и предоставляет ребятам и педагогам возможность обмена опытом участия в мероприятиях рамках комплексной региональной историко-краеведческой программы «Мы россияне, мы москвичи!» и Всероссийской Вахты Памяти. В мероприятии приняли участие более 700 обучающихся и более 50 педагогов 37-и детских историко-краеведческих объединений и клубов из 30 образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Слёт начался с торжественного построения у монумента Победы и возложения цветов и венков к Вечному огню. После этого ребята увидели З-D инсталляцию «Дорога к Победе». С началом «Вахты Памяти» ребят поздравили ветераны Великой Отечественной войны и представители Российского и Московского Союза Ветеранов, и другие почётные гости. Церемонию награждения детских объединений, педагогов и обучающихся, внёсших большой вклад в увековечение памяти павших защитников Отечества возглавили заместитель председателя Российского Союза ветеранов генерал-майор Владимир Иванович Романенко, председатель общественной комиссии по увековечению памяти погибших при защите Отечества Российского Союза ветеранов Павел Митрофанович Золотарёв и заведующий по работе с молодежью Московского городского совета ветеранов Павел Савельевич Харьков. По окончании торжественной части участники слёта ознакомились с ЗD-экспозицией музея «Штурм Берлина. Подвиг знаменосцев», отведали солдатской каши на полевой кухне, и в тёплой, неформальной обстановке обменялись планами на полевой сезон 2016 года.

Основные формы работы с обучающимися

Особое внимание коллектив уделяет работе с обучающимися различных возрастных категорий и групп здоровья.
Основные направления в работе со способными обучающимся в ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»:
• исследовательская деятельность (итоговый контроль в виде защиты каждым учащимся своей исследовательской работы);
• проектная деятельности (исследовательские и творческие проекты);
• подготовка обучающихся к олимпиадам;
• научно-практические конференции (формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции);
• проведение областных смотров, конкурсов, фестивалей;
• участие в региональных, республиканских, международных выставках, конкурсах;
• заочные школы по биологии и экологии;
• летние школы, полевые практики;
• опытно-экспериментальная работа на учебно-опытных участках;
• экскурсионная деятельность (самостоятельное проведение экскурсий в лабораториях ОЦЭКИТ);
• выставки детского творчества.
Формы работы:
• работа в парах, в малых группах, разноуровневые задания, творческие задания;
• консультирование по возникшей проблеме;
• дискуссия;
• игры (деловые, словесные, ролевые игры);
• интеллектуальные марафоны;
• различные конкурсы и викторины;
• комплексная работа по изучению личности обучающегося (интеллектуальный уровень, межличностные отношения, изучение родительско-детских отношений, личностных особенностей детей, успешности ребенка, его творческого потенциала);
Всем воспитанникам ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» предоставляется возможность реализовать свои творческие способности не только на занятиях, но и в коллективных и массовых делах, фестивалях, конкурсах, концертах, тематических и персональных выставках, где они принимают участие и имеют определённые достижения.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Выбор индивидуального маршрута определяется комплексом факторов:
— особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося в достижении необходимого образовательного результата;
— возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;
— ресурсными возможностями.
Необходимым этапом индивидуальной работы с обучающимися является публичная презентация их достижений.
Больше внимание в работе нашего Центра принадлежит различным формам работы с обучающимися с ограниченными возможностями. Современные подходы к обучению и воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) имеющими отклонения в развитии и поведении требуют максимальной индивидуализации образовательного процесса) имеющими отклонения в развитии и поведении и учёта потребностей каждого обучающегося и рассматривают создание для них специальной коррекционно-развивающей среды.
Для этого педагоги ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» используют технологии и методики личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, технологию саморазвития. На занятиях используются методы педагогической поддержки обучающихся, приёмы стимулирования к осуществлению коллективного и индивидуального задания, развивает в детях творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, побуждает учащихся верить в свои способности и силы.
Целью образовательного процесса с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является раскрытие творческого потенциала через предметно-практическую деятельность.
Задачи:
— укрепление здоровья обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни;
— вовлечение ребят в природоохранную деятельность;
— вырабатывание навыков поведения в природе;
— знакомство с объектами окружающего мира с формированием представлений о моделируемых объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей;
— стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
— развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия;
— развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
— обучение элементарным трудовым навыкам;
— воспитание уверенности в собственных силах и возможностях.
Центр проводит праздники, фестивали, конкурсы, конференции для различных категорий обучающихся. Обучающиеся Центра посещают больницы, детские дома с концертными программами. Тем самым раскрываются положительные качества воспитанников. В настоящее время уделяется особое внимание в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников. Сотрудники Центра совместно с воспитанниками и их родителями участвуют в социально-значимых проектах и гражданско-патриотических акциях.
Центр часто проводит мероприятия, в которых совместно принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья, талантливые обучающиеся имеющие отклонения в развитии и поведении.
В перспективе ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» планирует уделять особое внимание инклюзивному обучению и адаптации таких детей в обществе.
Система дополнительного образования в ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ», включающая в себя разнообразие направлений, представляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций станции юных натуралистов и, одновременно, позволяет внедрять современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на личностно-ориентированном обучении, ценностях педагогики сотрудничества и инновациях педагогического процесса.
Воспитание современного учащегося, формирование свойств духовного развития личности, любви к своей Родине, потребности в хороших поступках важнейшее условие успешного развития России.
Российское образование призвано воспитывать личность свободную, творческую, инициативную, саморазвивающуюся. Такая личность делает возможным социальный, научный и экономический прогресс общества.

Исполнители:
заместитель директора по методической работе ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» Бычкунова Елена Борисовна.
заместитель директора по организационно-массовой работе ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» Наумова Альбина Николаевна;
методист ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» Юдина Наталья Николаевна.

5 направлений деятельности государственного бюджетного учреждения Саратовской области дополнительного образования "Областного центра экологии, краеведения и туризма"

Основные направления ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ».
Образовательная деятельность ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» осуществляется по пяти основным направлениям:
Естественнонаучное – является доминирующим в работе Центра. Оно позволяет познакомить обучающихся с существующими в природе причинно-следственными связями на основе наблюдения за объектами окружающего мира, формирует представление о целостности и многообразии существующих в природе связей. Эта направленность реализуется в основном за счет проведения занятий, отличающихся строгой организационной структурой, создающей благоприятные предпосылки для взаимообучения и коллективной деятельности, сотрудничества. Естественнонаучное направление позволяет наиболее полно развивать и реализовывать творческие способности обучающихся. ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»ежегодно организует для обучающихся объединений экологические практикумы и экскурсии, учебно-исследовательские экспедиции, полевые экологические школы, лагеря. Характерной особенностью данного вида учебной деятельности является то, что обучение и воспитание детей осуществляется в природной обстановке, происходит познание природы через естественно научное исследование, через непосредственное общение с природой в наиболее подходящих для этого экспедиционных условиях.
С 2015 года ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» является региональным ресурсным центром Федерального эколого-биологического центра. В рамках естественнонаучной направленности в Центре реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разнообразной тематики, которые условно можно разделить на 3 тематических цикла: эколого-биологический, физико-географический и физико-химический.
Эколого-биологический тематический цикл включает весь объем прежней эколого-биологической направленности (биология, экология, а также прикладные направления, связанные с биологией, в том числе медицинская тематика).
Физико-географический тематический цикл включает, помимо собственно физической географии, весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве.
Физико-химический тематический цикл включает физику, астрономию, химию – в аспекте изучения природных явлений и решения экологических проблем.
В число приоритетов государственной политики в области естественнонаучного дополнительного образования детей, реализующиеся центром входит:
 увеличение числа обучающихся, занимающихся в объединениях естественнонаучной направленности;
 ориентация обучающихся на освоение профессий, востребованных в научных отраслях и в экономике страны;
 поддержка талантливой молодежи – будущих профессиональных кадров страны;
 социализация обучающихся с целью формирования конкурентоспособной личности, способной взаимодействовать с окружающим миром;
 интеграция исследовательской и практической деятельности обучающихся в области естественных наук, сельского и лесного хозяйства, охраны природы и природопользования с деятельностью заинтересованных государственных служб в целях обеспечения экологической и продовольственной безопасности страны;
 формирование патриотического отношения у обучающихся к своей стране и к своей малой родине;
 формирование экологического мировоззрения и экологически ответственного поведения.
Основные методологические принципы и педагогические подходы в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей составляют:
 научный подход (преподаваемые знания должны быть научно обоснованными, достоверными, современными);
 исследовательский подход (учащиеся приобретают знания в ходе самостоятельной исследовательской деятельности);
 практико-ориентированный подход (знания приобретаются не ради знаний, а для их применения на практике);
 принципы образования в интересах устойчивого развития (вопросы экологии рассматриваются в едином комплексе с проблемами общества и экономики; учащиеся не ограничиваются знаниями, относящимися только к глобальной проблематике, а приобщаются к решению локальных проблем);
 междисциплинарный подход, при котором в центре внимания находится не отдельная научная дисциплина, а вся система знаний о природе и человеке, и особое внимание уделяется направлениям, находящимся на стыке различных наук;
 индивидуальный, личностный подход, учитывающий интересы и особенности каждого ребенка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
 гуманитарный подход, при котором естественнонаучные знания и экологическая культура не рассматриваются изолированно, а рассматриваются как компоненты общей культуры человека и поэтому требуют учета гуманитарных и этноэкологических аспектов.
Цель и задачи развития естественнонаучной направленности дополнительного образования в ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ».
Целью развития дополнительного естественнонаучного образования является создание условий для достижения этой образовательной сферой уровня, соответствующего современным запросам общества.
Основные задачи развития дополнительного естественнонаучного образования:
 совершенствование преподавания в сфере дополнительного образования обучающихся естественных наук и их прикладных направлений, связанных с природопользованием, охраной природы и охраной здоровья человека;
 развитие воспитательного компонента образовательной деятельности, включая экологическое воспитание и трудовое воспитание;
 формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения, целостной научной картины мира в области окружающей среды, положения человека в современной картине мира;
 обеспечение условий для развития обучающихся, занимающихся в объединениях естественнонаучной направленности, включая поддержание их здоровья и развитие умственных и коммуникативных способностей;
 расширение сферы дополнительного естественнонаучного образования обучающихся за счет взаимодействия со сферами науки, культуры, сельского и лесного хозяйства, со службами экологического контроля, с общественными организациями и детскими общественными объединениями, со сферой неформального образования;
 рост профессионального уровня педагогических и руководящих кадров системы естественнонаучного дополнительного образования;
 функционирование системы дополнительного образования обучающихся естественнонаучной направленности в режиме устойчивого бескризисного развития.
Туристско-краеведческое – ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»предусматривает познание природы, экологических проблем и путей их решения, изучения природы родного края и состояния окружающей среды. Работа по данной направленности ведется в лабораториях ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ», во время занятий на экологических тропах, в процессе узкопрофильных и комплексных экскурсий, полевых практикумов, туристических походов и экспедиций в окрестностях г. Саратова и разных уголках Саратовской области. Туристско-краеведческая направленность направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа. Туристско-краеведческая деятельность Центра включает археологические чтения, краеведческие конференции, смотры школьных музеев, туристские соревнования школьников по пешеходному туризму, экскурсии, учебно-тренировочные занятия, походы, экспедиции).
Художественное – направлено на получение не только знаний о разных видах искусства, в основе которых лежат мотивы природы, народные традиции и праздники, но и экологических знаний и навыков. Большой популярностью среди обучающихся пользуются массовые театрализованные мероприятия, которые благодаря своему мощному воздействию на эмоциональную сферу обучающегося играют большую роль в его экологическом воспитании.
Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей обучающихся в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению обучающихся основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно — эстетическое развитие личности. Художественная направленность включает следующие группы программ: исполнительство на струнных, народных, духовых, клавишных, ударных инструментах, оркестры и ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, театральное творчество, хореографическое искусство, художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, дизайн. Большое внимание в Центре уделяется фольклорно-этнографическим и литературно-краеведческие праздникам, слетам юных журналистов, конкурсам художественного и декоративно-прикладного творчества.
Социально-педагогическое– в системе дополнительного образования в ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» ориентировано на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др.), занятия с детьми с ОВЗ (коррекция и социокультурная реабилитации детей с ОВЗ, инклюзия), основы медиаинформационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка.
Техническое — направлено на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»). Техническое творчество в Центре представлено соревнованиями юных авиа- судо- моделистов, выставками детского технического творчества, стендовым моделированием, фото выставками, конкурсами детского творчества по противопожарной тематике, конкурсами детского творчества в области информационно-коммуникативных технологий, космонавтики и робототехники.

Педагогический коллектив постоянно ведет поиск новых форм и направлений работы, стараясь определить перспективы своей работы в соответствии с требованиями социума.
В настоящее время особое место в работе коллектива ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» принадлежит совместно разработанным мероприятиям со школами, детскими садами, вузами, родительскими комитетами и общественными организациями.

Статья. Информационная справка о государственном бюджетном учреждении Саратовской области дополнительного образования "Областной центр экологии, краеведения и туризма"

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма» (далее — Учреждение) является некоммерческой организацией.
Организационно-правовая форма Учреждения – государственное учреждение.
Тип учреждения – бюджетное учреждение.
Тип образовательной организации — организация дополнительного образования.
. В соответствии с решением Исполнительного комитета Саратовского Областного Совета депутатов трудящихся от 10 ноября 1940 года протокол № 31,§ 61/1180 «Об организации областной станции юных натуралистов» Учреждение было создано как областная станция юных натуралистов.
На основании приказа управления образования администрации Саратовской области от 21 июня 1992 года № 83 «О ликвидации и изменении статуса областной станции юных натуралистов» статус Учреждения изменен на областной экологический центр учащихся.
На основании Постановления Губернатора Саратовской области от 30 марта 1998 года № 155 «О реорганизации областного экологического центра учащихся» и приказа министерства образования и науки Саратовской области от 31 марта 1998 года № 61 «О реорганизации областного экологического центра учащихся» областной экологический центр учащихся реорганизован в государственное учреждение дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр».
В соответствии с распоряжением Правительства области от 10 ноября 2011 года № 339-Пр «О переименовании государственных образовательных учреждений» и приказом министерства образования Саратовской области от 6 декабря 2011 года № 3742 «О переименовании государственного образовательного учреждения и утверждении Устава» государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр» переименовано в государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр».
На основании распоряжения Правительства Саратовской области от 16 ноября 2015года № 263-Пр «О реорганизации государственных бюджетных учреждений Саратовской области» Учреждение переименовано в государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма»
Официальное наименование Учреждения.
Полное: государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма».
Сокращенное: ГБУСОДО «ОЦЭКиТ».
Юридический адрес Учреждения: Россия, 410054, г. Саратов,
ул. Новоузенская, 156.
Фактический адрес Учреждения: Россия, 410054, г. Саратов,
ул. Новоузенская, 156; Россия, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 89.
. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Саратовская область.
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма» является памятником природы, расположен во Фрунзенском районе г. Саратова. Границы особо охраняемой природной территории проходят по бетонному забору, ограждающему «Областной центр экологии, краеведения и туризма», а также по примыкающим к нему объектам городской застройки (гаражи, жилые и хозяйственные постройки). Площадь 4,152 га. ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» состоит в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Профиль ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» ботанический, комплексный. Памятник природы является многопрофильным многофункциональным, многоуровневым учреждением дополнительного образования осуществляющее деятельность по пяти направлениям: социально-педагогическое, естественнонаучное, художественное, туристско-краеведческое, техническое. Территория центра, включающая ценные интересные ботанические объекты, использующие для осуществления учебной деятельности по тематическим программам и исследовательской деятельности опытнического характера на коллекционных и экспериментальных участках с богатым видовым разнообразием. В ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» запрещены: все виды рубок, повреждение древостоя и подроста, организация свалок, разжигание костров, прокладка коммуникаций и дорог, строительство, иные виды хозяйственной деятельности и природопользования, препятствующее сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
В ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» разрешены: научные исследования, эколого-просветительская деятельность, туристско-краеведческая деятельность, учебные и производственные практики студентов и школьников.
История ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» тесно связана со становлением и развитием юннатского и экологического движения в Саратовской области. Возникновение учреждения относят к 1940 г. Небольшие кружки юннатов, работающие в детском парке, были объединены в один коллектив – Областную станцию юных натуралистов (ОСЮН). Юным любителям природы был представлен в качестве базы старый сад, площадью 2,5 га. Трудом детей и педагогов заброшенная территория была превращена в показательный учебно-производственный участок с отделениями начальных классов, садоводства, декоративных растений, полеводство, овощеводства, зоологии и животноводства, ботанического участка. Был сооружен комплекс строений для занятий, производственные помещения, ОСЮН стала постоянным участником Всесоюзной выставки народного хозяйства. Основными целями станции были: организация юннатской, трудовой, природоохранной деятельности учащихся, оказание методической помощи педагогам области.
ОСЮН была инициатором и организатором проведения многочисленных областных природоохранных операций: «Птицеград», «Сосенка», «Малым рекам – полноводность и чистоту», «Подснежник», смотров конкурсов: «Природе родного края – заботу юных», на лучшую организацию заготовки дикорастущего и культивируемого лекарственного сырья и др. ОСЮН была удостоена чести провести на Саратовской земле Всероссийские слеты: ученических производственных бригад, членов школьных лесничеств и юных друзей природы.
В связи с возрастающими потребностями общества в совершенствовании экологического образования детей в апреле 1992 г. областная станция юных натуралистов была реорганизована в экологический центр учащихся с функциями учебно-методического учреждения.
Сохраняя лучшие традиции ОСЮН, новое учреждение больше внимания уделяло формированию и развитию творческого потенциала детей и юношества. Была разработана единая комплексная программа экологических исследований для школ и учреждений дополнительного образования с методическим обеспечением отдельных тем. Стали проводиться областные и городские экологические олимпиады, научно-практические экологические конференции, экологические школы, слеты, практикумы, экологические лекции на базе школ, библиотек и т.д.
На основании ряда постановлений Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Министерства образования РФ, Правительства РФ, принятых в 1994 г. касающихся вопросов улучшения экологического образования населения в Саратовской области, была разработана и принята «Концепция непрерывного экологического воспитания населения Саратовской области» (в состав ее разработчиков вошли и целый ряд сотрудников Центра).
В плане реализации Концепции учреждение в марте 1998 г. было переименовано в областной детский экологический центр (ОДЭЦ). Были организованы отделы начального экологического образования, общей экологии, агроэкологии, зооэкологии с минизоопарком; развиваются новые и перспективные направления экологического образования – полевая экология, экологический мониторинг, игровая экология, международное сотрудничество в области экологического образования; разрабатываются региональные экологические проекты «Волге – заботу юных», «Наследие природы», «Птицеград» и др. В то же время проводится большая работа по возобновлению деятельности школьных лесничеств, отрядов зеленых и голубых патрулей, природоохранных акции. «ОДЭЦ» становится ведущим и координирующим учреждением дополнительного экологического образования в Саратовской области, учебной и практической базой для непрерывного экологического образования детей разных возрастных групп: воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, училищ, студентов ВУЗов г. Саратова, а также методистов и педагогов г. Саратова и Саратовской области.
Сегодня территория ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» представляет зеленый оазис среди стекла и бетона крупного промышленного центра Поволжья. Здесь в течение десятилетий создавались уникальные коллекционные участки: дендрарий, систематикум, коллекция раритетных растений открытого и закрытого грунта, тематические экспозиции, экологические комплексы и др. Коллекция плодово-ягодных растений насчитывает более 100 видов и сортов. Центр является одним из пионеров интродукции в Саратовской области абрикоса, ореха грецкого, винограда. Коллекционный и экспериментальный фонд растений является источником семенного и посадочного материала для образовательных учреждений области и других организаций. Большой популярностью среди детей и взрослых пользуется минизоопарк. В его коллекции более 40 видов животных – представителей местной фауны, экзотических видов и лабораторных животных. Центр обеспечивает животными и растениями научные лаборатории, живые уголки детских учебных заведений, любителей природы.
Главное преимущество дополнительного образования в ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»– это индивидуальный подход к обучающимся на основе авторских разработок и программ личностно-ориентированного обучения.
Формы организации учебной деятельности:
 занятия в учебном кабинете, лаборатории, отделе (групповые, индивидуальные);
 тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
 комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
 игровые (изучение учебного материала в процессе развивающих, деловых дидактических игр);
 учебные экскурсии, походы, конференции;
 практические занятия в естественных для данного вида деятельности условиях;
 интерактивные и тренинговые занятия;
 конкурсные и досуговые мероприятия.
Основу механизма реализации программы составляют педагогические технологии, обеспечивающие гуманизацию воспитательного процесса:
 технология личностно-ориентированного обучения;
 технология проблемного обучения;
 технология дифференцированного обучения;
 технология саморазвития личности;
 технология педагогического сотрудничества;
 технология проектной деятельности;
 игровые технологии;
 технология модульного обучения;
 кейс-метод;
 технология развивающего обучения;
 технология коллективной творческой деятельности;
 информационные технологии.
Подбор и использование педагогических технологий обусловлен:
 уровнем познавательных интересов и возможностей обучающихся;
 творческой индивидуальностью педагога, реализующего программу.
При реализации образовательной программы активно используются методы обеспечивающие переживание и изучение действительности, применение знаний к решению личных проблем ребенка, упражнения в переносе знаний в новые, нетипичные ситуации, убывающей помощи учащимся в овладении способами самостоятельного действия.

История в фотографиях

4 фото
первый корпус
image
В 1944 году была создана Краснодарская краевая станция юных натуралистов.
С 1953 года Краевая станция юных натуралистов начала проводить ежегодные природоохранные акции: «Зеленый патруль» и «Голубой патруль».
Ежегодно проводился Краевой слет юных друзей природы и членов школьных лесничеств, праздники юных друзей леса: «Лесные Робинзоны», «Созерцание чуда», «Зов леса», «Птичье новоселье».
В настоящее время Эколого-биологическим Центром проводится
большая опытническая и исследовательская работа, природоохранные акции и операции.
Экологическое образование реализуется по всему краю на базе профильных, многопрофильных и общеобразовательных учреждений.

О ПРОВЕДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ АКЦИИ «ВСТРЕЧАЕМ СТАИ ПТИЧЬИ»


1 апреля 2016 года — Всемирный День птиц.

Каждый год в конце марта, начале апреля из теплых стран возвращаются домой перелетные птицы. Но найти себе жилье им непросто – срублено дерево, разорен скворечник. Наша задача – помочь пернатым друзьям обрести новый дом.

На базе государственного казенного учреждения дополнительного образования Костромской области «Эколого-биологический центр «Следово» им. Ю.П. Карвацкого» с 01.04.2016 г. стартует акция «Встречаем перелетных птиц», посвященная Дню птиц.
Читать дальше →