0.00
0 читателей, 4 топика

ОТЧЁТ деятельности ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» по естественнонаучной направленности за 2015-2016 учебный год

Естественонаучная направленность позволяет наиболее полно развивать и реализовывать творческие способности детей. С этой целью Центром организуются для обучающихся учебные экскурсии и практикумы, учебно-исследовательские экспедиции. Характерной особенностью экологической деятельности данного вида является то, что обучение и воспитание детей осуществляется в природной обстановке, когда познание природы, её многообразия и законов, происходит в процессе естественнонаучного исследования.

Основные формы работы с обучающимися

Особое внимание коллектив уделяет работе с обучающимися различных возрастных категорий и групп здоровья.
Основные направления в работе со способными обучающимся в ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»:
• исследовательская деятельность (итоговый контроль в виде защиты каждым учащимся своей исследовательской работы);
• проектная деятельности (исследовательские и творческие проекты);
• подготовка обучающихся к олимпиадам;
• научно-практические конференции (формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции);
• проведение областных смотров, конкурсов, фестивалей;
• участие в региональных, республиканских, международных выставках, конкурсах;
• заочные школы по биологии и экологии;
• летние школы, полевые практики;
• опытно-экспериментальная работа на учебно-опытных участках;
• экскурсионная деятельность (самостоятельное проведение экскурсий в лабораториях ОЦЭКИТ);
• выставки детского творчества.
Формы работы:
• работа в парах, в малых группах, разноуровневые задания, творческие задания;
• консультирование по возникшей проблеме;
• дискуссия;
• игры (деловые, словесные, ролевые игры);
• интеллектуальные марафоны;
• различные конкурсы и викторины;
• комплексная работа по изучению личности обучающегося (интеллектуальный уровень, межличностные отношения, изучение родительско-детских отношений, личностных особенностей детей, успешности ребенка, его творческого потенциала);
Всем воспитанникам ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» предоставляется возможность реализовать свои творческие способности не только на занятиях, но и в коллективных и массовых делах, фестивалях, конкурсах, концертах, тематических и персональных выставках, где они принимают участие и имеют определённые достижения.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Выбор индивидуального маршрута определяется комплексом факторов:
— особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося в достижении необходимого образовательного результата;
— возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;
— ресурсными возможностями.
Необходимым этапом индивидуальной работы с обучающимися является публичная презентация их достижений.
Больше внимание в работе нашего Центра принадлежит различным формам работы с обучающимися с ограниченными возможностями. Современные подходы к обучению и воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) имеющими отклонения в развитии и поведении требуют максимальной индивидуализации образовательного процесса) имеющими отклонения в развитии и поведении и учёта потребностей каждого обучающегося и рассматривают создание для них специальной коррекционно-развивающей среды.
Для этого педагоги ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» используют технологии и методики личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, технологию саморазвития. На занятиях используются методы педагогической поддержки обучающихся, приёмы стимулирования к осуществлению коллективного и индивидуального задания, развивает в детях творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, побуждает учащихся верить в свои способности и силы.
Целью образовательного процесса с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является раскрытие творческого потенциала через предметно-практическую деятельность.
Задачи:
— укрепление здоровья обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни;
— вовлечение ребят в природоохранную деятельность;
— вырабатывание навыков поведения в природе;
— знакомство с объектами окружающего мира с формированием представлений о моделируемых объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей;
— стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
— развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия;
— развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
— обучение элементарным трудовым навыкам;
— воспитание уверенности в собственных силах и возможностях.
Центр проводит праздники, фестивали, конкурсы, конференции для различных категорий обучающихся. Обучающиеся Центра посещают больницы, детские дома с концертными программами. Тем самым раскрываются положительные качества воспитанников. В настоящее время уделяется особое внимание в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников. Сотрудники Центра совместно с воспитанниками и их родителями участвуют в социально-значимых проектах и гражданско-патриотических акциях.
Центр часто проводит мероприятия, в которых совместно принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья, талантливые обучающиеся имеющие отклонения в развитии и поведении.
В перспективе ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» планирует уделять особое внимание инклюзивному обучению и адаптации таких детей в обществе.
Система дополнительного образования в ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ», включающая в себя разнообразие направлений, представляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций станции юных натуралистов и, одновременно, позволяет внедрять современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на личностно-ориентированном обучении, ценностях педагогики сотрудничества и инновациях педагогического процесса.
Воспитание современного учащегося, формирование свойств духовного развития личности, любви к своей Родине, потребности в хороших поступках важнейшее условие успешного развития России.
Российское образование призвано воспитывать личность свободную, творческую, инициативную, саморазвивающуюся. Такая личность делает возможным социальный, научный и экономический прогресс общества.

Исполнители:
заместитель директора по методической работе ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» Бычкунова Елена Борисовна.
заместитель директора по организационно-массовой работе ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» Наумова Альбина Николаевна;
методист ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» Юдина Наталья Николаевна.

5 направлений деятельности государственного бюджетного учреждения Саратовской области дополнительного образования "Областного центра экологии, краеведения и туризма"

Основные направления ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ».
Образовательная деятельность ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» осуществляется по пяти основным направлениям:
Естественнонаучное – является доминирующим в работе Центра. Оно позволяет познакомить обучающихся с существующими в природе причинно-следственными связями на основе наблюдения за объектами окружающего мира, формирует представление о целостности и многообразии существующих в природе связей. Эта направленность реализуется в основном за счет проведения занятий, отличающихся строгой организационной структурой, создающей благоприятные предпосылки для взаимообучения и коллективной деятельности, сотрудничества. Естественнонаучное направление позволяет наиболее полно развивать и реализовывать творческие способности обучающихся. ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»ежегодно организует для обучающихся объединений экологические практикумы и экскурсии, учебно-исследовательские экспедиции, полевые экологические школы, лагеря. Характерной особенностью данного вида учебной деятельности является то, что обучение и воспитание детей осуществляется в природной обстановке, происходит познание природы через естественно научное исследование, через непосредственное общение с природой в наиболее подходящих для этого экспедиционных условиях.
С 2015 года ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» является региональным ресурсным центром Федерального эколого-биологического центра. В рамках естественнонаучной направленности в Центре реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разнообразной тематики, которые условно можно разделить на 3 тематических цикла: эколого-биологический, физико-географический и физико-химический.
Эколого-биологический тематический цикл включает весь объем прежней эколого-биологической направленности (биология, экология, а также прикладные направления, связанные с биологией, в том числе медицинская тематика).
Физико-географический тематический цикл включает, помимо собственно физической географии, весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве.
Физико-химический тематический цикл включает физику, астрономию, химию – в аспекте изучения природных явлений и решения экологических проблем.
В число приоритетов государственной политики в области естественнонаучного дополнительного образования детей, реализующиеся центром входит:
 увеличение числа обучающихся, занимающихся в объединениях естественнонаучной направленности;
 ориентация обучающихся на освоение профессий, востребованных в научных отраслях и в экономике страны;
 поддержка талантливой молодежи – будущих профессиональных кадров страны;
 социализация обучающихся с целью формирования конкурентоспособной личности, способной взаимодействовать с окружающим миром;
 интеграция исследовательской и практической деятельности обучающихся в области естественных наук, сельского и лесного хозяйства, охраны природы и природопользования с деятельностью заинтересованных государственных служб в целях обеспечения экологической и продовольственной безопасности страны;
 формирование патриотического отношения у обучающихся к своей стране и к своей малой родине;
 формирование экологического мировоззрения и экологически ответственного поведения.
Основные методологические принципы и педагогические подходы в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей составляют:
 научный подход (преподаваемые знания должны быть научно обоснованными, достоверными, современными);
 исследовательский подход (учащиеся приобретают знания в ходе самостоятельной исследовательской деятельности);
 практико-ориентированный подход (знания приобретаются не ради знаний, а для их применения на практике);
 принципы образования в интересах устойчивого развития (вопросы экологии рассматриваются в едином комплексе с проблемами общества и экономики; учащиеся не ограничиваются знаниями, относящимися только к глобальной проблематике, а приобщаются к решению локальных проблем);
 междисциплинарный подход, при котором в центре внимания находится не отдельная научная дисциплина, а вся система знаний о природе и человеке, и особое внимание уделяется направлениям, находящимся на стыке различных наук;
 индивидуальный, личностный подход, учитывающий интересы и особенности каждого ребенка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
 гуманитарный подход, при котором естественнонаучные знания и экологическая культура не рассматриваются изолированно, а рассматриваются как компоненты общей культуры человека и поэтому требуют учета гуманитарных и этноэкологических аспектов.
Цель и задачи развития естественнонаучной направленности дополнительного образования в ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ».
Целью развития дополнительного естественнонаучного образования является создание условий для достижения этой образовательной сферой уровня, соответствующего современным запросам общества.
Основные задачи развития дополнительного естественнонаучного образования:
 совершенствование преподавания в сфере дополнительного образования обучающихся естественных наук и их прикладных направлений, связанных с природопользованием, охраной природы и охраной здоровья человека;
 развитие воспитательного компонента образовательной деятельности, включая экологическое воспитание и трудовое воспитание;
 формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения, целостной научной картины мира в области окружающей среды, положения человека в современной картине мира;
 обеспечение условий для развития обучающихся, занимающихся в объединениях естественнонаучной направленности, включая поддержание их здоровья и развитие умственных и коммуникативных способностей;
 расширение сферы дополнительного естественнонаучного образования обучающихся за счет взаимодействия со сферами науки, культуры, сельского и лесного хозяйства, со службами экологического контроля, с общественными организациями и детскими общественными объединениями, со сферой неформального образования;
 рост профессионального уровня педагогических и руководящих кадров системы естественнонаучного дополнительного образования;
 функционирование системы дополнительного образования обучающихся естественнонаучной направленности в режиме устойчивого бескризисного развития.
Туристско-краеведческое – ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»предусматривает познание природы, экологических проблем и путей их решения, изучения природы родного края и состояния окружающей среды. Работа по данной направленности ведется в лабораториях ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ», во время занятий на экологических тропах, в процессе узкопрофильных и комплексных экскурсий, полевых практикумов, туристических походов и экспедиций в окрестностях г. Саратова и разных уголках Саратовской области. Туристско-краеведческая направленность направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа. Туристско-краеведческая деятельность Центра включает археологические чтения, краеведческие конференции, смотры школьных музеев, туристские соревнования школьников по пешеходному туризму, экскурсии, учебно-тренировочные занятия, походы, экспедиции).
Художественное – направлено на получение не только знаний о разных видах искусства, в основе которых лежат мотивы природы, народные традиции и праздники, но и экологических знаний и навыков. Большой популярностью среди обучающихся пользуются массовые театрализованные мероприятия, которые благодаря своему мощному воздействию на эмоциональную сферу обучающегося играют большую роль в его экологическом воспитании.
Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей обучающихся в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению обучающихся основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно — эстетическое развитие личности. Художественная направленность включает следующие группы программ: исполнительство на струнных, народных, духовых, клавишных, ударных инструментах, оркестры и ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, театральное творчество, хореографическое искусство, художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, дизайн. Большое внимание в Центре уделяется фольклорно-этнографическим и литературно-краеведческие праздникам, слетам юных журналистов, конкурсам художественного и декоративно-прикладного творчества.
Социально-педагогическое– в системе дополнительного образования в ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» ориентировано на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др.), занятия с детьми с ОВЗ (коррекция и социокультурная реабилитации детей с ОВЗ, инклюзия), основы медиаинформационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка.
Техническое — направлено на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»). Техническое творчество в Центре представлено соревнованиями юных авиа- судо- моделистов, выставками детского технического творчества, стендовым моделированием, фото выставками, конкурсами детского творчества по противопожарной тематике, конкурсами детского творчества в области информационно-коммуникативных технологий, космонавтики и робототехники.

Педагогический коллектив постоянно ведет поиск новых форм и направлений работы, стараясь определить перспективы своей работы в соответствии с требованиями социума.
В настоящее время особое место в работе коллектива ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» принадлежит совместно разработанным мероприятиям со школами, детскими садами, вузами, родительскими комитетами и общественными организациями.

Статья. Информационная справка о государственном бюджетном учреждении Саратовской области дополнительного образования "Областной центр экологии, краеведения и туризма"

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма» (далее — Учреждение) является некоммерческой организацией.
Организационно-правовая форма Учреждения – государственное учреждение.
Тип учреждения – бюджетное учреждение.
Тип образовательной организации — организация дополнительного образования.
. В соответствии с решением Исполнительного комитета Саратовского Областного Совета депутатов трудящихся от 10 ноября 1940 года протокол № 31,§ 61/1180 «Об организации областной станции юных натуралистов» Учреждение было создано как областная станция юных натуралистов.
На основании приказа управления образования администрации Саратовской области от 21 июня 1992 года № 83 «О ликвидации и изменении статуса областной станции юных натуралистов» статус Учреждения изменен на областной экологический центр учащихся.
На основании Постановления Губернатора Саратовской области от 30 марта 1998 года № 155 «О реорганизации областного экологического центра учащихся» и приказа министерства образования и науки Саратовской области от 31 марта 1998 года № 61 «О реорганизации областного экологического центра учащихся» областной экологический центр учащихся реорганизован в государственное учреждение дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр».
В соответствии с распоряжением Правительства области от 10 ноября 2011 года № 339-Пр «О переименовании государственных образовательных учреждений» и приказом министерства образования Саратовской области от 6 декабря 2011 года № 3742 «О переименовании государственного образовательного учреждения и утверждении Устава» государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр» переименовано в государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр».
На основании распоряжения Правительства Саратовской области от 16 ноября 2015года № 263-Пр «О реорганизации государственных бюджетных учреждений Саратовской области» Учреждение переименовано в государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма»
Официальное наименование Учреждения.
Полное: государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма».
Сокращенное: ГБУСОДО «ОЦЭКиТ».
Юридический адрес Учреждения: Россия, 410054, г. Саратов,
ул. Новоузенская, 156.
Фактический адрес Учреждения: Россия, 410054, г. Саратов,
ул. Новоузенская, 156; Россия, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 89.
. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Саратовская область.
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма» является памятником природы, расположен во Фрунзенском районе г. Саратова. Границы особо охраняемой природной территории проходят по бетонному забору, ограждающему «Областной центр экологии, краеведения и туризма», а также по примыкающим к нему объектам городской застройки (гаражи, жилые и хозяйственные постройки). Площадь 4,152 га. ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» состоит в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Профиль ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» ботанический, комплексный. Памятник природы является многопрофильным многофункциональным, многоуровневым учреждением дополнительного образования осуществляющее деятельность по пяти направлениям: социально-педагогическое, естественнонаучное, художественное, туристско-краеведческое, техническое. Территория центра, включающая ценные интересные ботанические объекты, использующие для осуществления учебной деятельности по тематическим программам и исследовательской деятельности опытнического характера на коллекционных и экспериментальных участках с богатым видовым разнообразием. В ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» запрещены: все виды рубок, повреждение древостоя и подроста, организация свалок, разжигание костров, прокладка коммуникаций и дорог, строительство, иные виды хозяйственной деятельности и природопользования, препятствующее сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
В ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» разрешены: научные исследования, эколого-просветительская деятельность, туристско-краеведческая деятельность, учебные и производственные практики студентов и школьников.
История ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» тесно связана со становлением и развитием юннатского и экологического движения в Саратовской области. Возникновение учреждения относят к 1940 г. Небольшие кружки юннатов, работающие в детском парке, были объединены в один коллектив – Областную станцию юных натуралистов (ОСЮН). Юным любителям природы был представлен в качестве базы старый сад, площадью 2,5 га. Трудом детей и педагогов заброшенная территория была превращена в показательный учебно-производственный участок с отделениями начальных классов, садоводства, декоративных растений, полеводство, овощеводства, зоологии и животноводства, ботанического участка. Был сооружен комплекс строений для занятий, производственные помещения, ОСЮН стала постоянным участником Всесоюзной выставки народного хозяйства. Основными целями станции были: организация юннатской, трудовой, природоохранной деятельности учащихся, оказание методической помощи педагогам области.
ОСЮН была инициатором и организатором проведения многочисленных областных природоохранных операций: «Птицеград», «Сосенка», «Малым рекам – полноводность и чистоту», «Подснежник», смотров конкурсов: «Природе родного края – заботу юных», на лучшую организацию заготовки дикорастущего и культивируемого лекарственного сырья и др. ОСЮН была удостоена чести провести на Саратовской земле Всероссийские слеты: ученических производственных бригад, членов школьных лесничеств и юных друзей природы.
В связи с возрастающими потребностями общества в совершенствовании экологического образования детей в апреле 1992 г. областная станция юных натуралистов была реорганизована в экологический центр учащихся с функциями учебно-методического учреждения.
Сохраняя лучшие традиции ОСЮН, новое учреждение больше внимания уделяло формированию и развитию творческого потенциала детей и юношества. Была разработана единая комплексная программа экологических исследований для школ и учреждений дополнительного образования с методическим обеспечением отдельных тем. Стали проводиться областные и городские экологические олимпиады, научно-практические экологические конференции, экологические школы, слеты, практикумы, экологические лекции на базе школ, библиотек и т.д.
На основании ряда постановлений Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Министерства образования РФ, Правительства РФ, принятых в 1994 г. касающихся вопросов улучшения экологического образования населения в Саратовской области, была разработана и принята «Концепция непрерывного экологического воспитания населения Саратовской области» (в состав ее разработчиков вошли и целый ряд сотрудников Центра).
В плане реализации Концепции учреждение в марте 1998 г. было переименовано в областной детский экологический центр (ОДЭЦ). Были организованы отделы начального экологического образования, общей экологии, агроэкологии, зооэкологии с минизоопарком; развиваются новые и перспективные направления экологического образования – полевая экология, экологический мониторинг, игровая экология, международное сотрудничество в области экологического образования; разрабатываются региональные экологические проекты «Волге – заботу юных», «Наследие природы», «Птицеград» и др. В то же время проводится большая работа по возобновлению деятельности школьных лесничеств, отрядов зеленых и голубых патрулей, природоохранных акции. «ОДЭЦ» становится ведущим и координирующим учреждением дополнительного экологического образования в Саратовской области, учебной и практической базой для непрерывного экологического образования детей разных возрастных групп: воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, училищ, студентов ВУЗов г. Саратова, а также методистов и педагогов г. Саратова и Саратовской области.
Сегодня территория ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» представляет зеленый оазис среди стекла и бетона крупного промышленного центра Поволжья. Здесь в течение десятилетий создавались уникальные коллекционные участки: дендрарий, систематикум, коллекция раритетных растений открытого и закрытого грунта, тематические экспозиции, экологические комплексы и др. Коллекция плодово-ягодных растений насчитывает более 100 видов и сортов. Центр является одним из пионеров интродукции в Саратовской области абрикоса, ореха грецкого, винограда. Коллекционный и экспериментальный фонд растений является источником семенного и посадочного материала для образовательных учреждений области и других организаций. Большой популярностью среди детей и взрослых пользуется минизоопарк. В его коллекции более 40 видов животных – представителей местной фауны, экзотических видов и лабораторных животных. Центр обеспечивает животными и растениями научные лаборатории, живые уголки детских учебных заведений, любителей природы.
Главное преимущество дополнительного образования в ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»– это индивидуальный подход к обучающимся на основе авторских разработок и программ личностно-ориентированного обучения.
Формы организации учебной деятельности:
 занятия в учебном кабинете, лаборатории, отделе (групповые, индивидуальные);
 тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
 комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
 игровые (изучение учебного материала в процессе развивающих, деловых дидактических игр);
 учебные экскурсии, походы, конференции;
 практические занятия в естественных для данного вида деятельности условиях;
 интерактивные и тренинговые занятия;
 конкурсные и досуговые мероприятия.
Основу механизма реализации программы составляют педагогические технологии, обеспечивающие гуманизацию воспитательного процесса:
 технология личностно-ориентированного обучения;
 технология проблемного обучения;
 технология дифференцированного обучения;
 технология саморазвития личности;
 технология педагогического сотрудничества;
 технология проектной деятельности;
 игровые технологии;
 технология модульного обучения;
 кейс-метод;
 технология развивающего обучения;
 технология коллективной творческой деятельности;
 информационные технологии.
Подбор и использование педагогических технологий обусловлен:
 уровнем познавательных интересов и возможностей обучающихся;
 творческой индивидуальностью педагога, реализующего программу.
При реализации образовательной программы активно используются методы обеспечивающие переживание и изучение действительности, применение знаний к решению личных проблем ребенка, упражнения в переносе знаний в новые, нетипичные ситуации, убывающей помощи учащимся в овладении способами самостоятельного действия.